Еще раз о работе системы вентиляции картерных газов (ВКГ) в связи с участившимися случаями разрыва мембраны регулирующего клапана (грибка).
viewtopic.php?f=23&t=55&start=25#p1474Не надо привычно винить и в этом CFNA – аналогичные мембраны умирали и умирают на всех двигателях вага по одной главной причине – старение эластомера мембраны из-за работы в крайне агрессивной и горячей среде протекающих через клапан картерных газов. Производственный брак как причину дырок тоже никто не отменял, но прожитое время все же важнее и показательнее.
Три года назад еще на половике я впервые выкладывал вместе с функциональной схемой работы ВКГ фото пожилой ваговской мембраны – в то время все только сомнительно удивлялись на такую проблему, а сегодня аналогичные фото заполнили драйвы и повторять это уже как бы становится моветоном. При этом многие авторы таких отчетов так и не поняли принцип работы регулирующего клапана и в своем энтузиазме его проверки дербанят живой грибок на составные части и ищут космическую причинно-следственную связь появления волшебного звука «п-ш-ш-» из маленькой дырочки на его боку.
Вложение:
Дырки в мембране клапана ВКГ.jpg [ 232.17 КБ | Просмотров: 556 ]
Принцип работы регулирующего клапана подробно и красочно расписал сам ваг в давнем SSP №260 , при этом возможно не совсем понятно для сегодняшних а/любителей и без важных цифр, объясняющих причину скрытой беды при появлении дырок в мембране.
Вложение:
Вентиляция картера.jpg [ 194.06 КБ | Просмотров: 556 ]
Что же недосказал нам ваг про клапан ВКГ? Он не сказал, какое разрежение этот клапан будет автоматически поддерживать в картере двигателя. При этом величина этого разрежения должна быть всегда одной и той же (или стремится к этому) независимо от оборотов, нагрузки и количества прорывающихся в картер газов для относительно исправного двигателя. Ваг вероятно как обычно решил не грузить нас лишними цифрами, к тому же разными у похожих как близнецы клапанов в зависимости от используемых двигателей.
Определение этого важнейшего параметра для любого клапана ВКГ не составляет большого труда, так же, как и проверка его исправности. О последнем я говорил часто и много, но чисто технические решения мало кого интересуют, даже на этом моторном форуме.
Исправность клапана можно проверить тремя способами не вскрывая его. Все они основаны на том, что мембрана исправного клапана должна быть абсолютно целой и понимании принципа поддержания разрежения на определенном вагом уровне.
Самый простой и примитивный способ – на работающем на хх двигателе закрывать-открывать пальцем «волшебную» маленькую боковую дырочку и слушать не всегда появляющийся короткий п-ш-ш из нее и работу самого двигателя. Если мембрана целая, то она постоянно совершает внутри клапана КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ движения под действием изменяющегося с частотой тактов всаса разрежения во ВК (можете проверить любым мотортестером с вакуумным датчиком). При этом объем воздуха НАД МЕМБРАНОЙ, соединяющийся через дырочку с атмосферой, тоже постоянно изменяется и колеблется. Если у вас есть стетоскоп (бороскоп) то ничего и затыкать пальцем не надо – просто уприте его стержень в эту дырочку и вы услышите колебательные движения воздуха. Если вы очень далеки от таких тонких инструментов, то просто затыкаете на пару секунд эту дырочку пальцем и после отпускания пытайтесь расслышать п-ш-ш. Здесь все будет зависеть не от фазы луны, а от теории вероятности (т.е. больше от удачи) – если вы заткнете дырку в момент, когда колеблющаяся мембрана опустилась в крайнее нижнее положение, а откроете, когда она движется вверх, то услышите волшебный короткий выдох воздуха из надмембранной полости клапана … п-ш-ш. В других вариантах закрытия-открытия вы вероятно ничего не услышите за шумом двигателя.
Если мембрана уже худая, то воздух будет постоянно засасываться внутрь клапана через боковую дырочку (что можно услышать и почувствовать) и двигатель будет подергивать обороты при ее закрытии из-за изменения поступающего воздуха во ВК. В случае наличия дырки в мембране клапан уже не может регулировать разрежение в системе ВКГ и на хх сосёт из картера по максимуму с силой разрежения во ВК, а это как мне известно примерно 30кРа абсолютного давления или разрежение -0,7Bar в привычных для а/л и производителей автовакуметров единицах.
Второй способ был давно предложен мной как более научный и достоверный – проверяется целостность мембраны клапана на остановленном двигателе. В боковую дырочку вставляется тонкая трубочка, например от WD40, герметизируется любой мастикой от вибры и наддувается надмембранная полость.
Вложение:
Трубочка для задувания надмембранной полости.JPG [ 307.12 КБ | Просмотров: 536 ]
Не компрессором, а своими легкими, при этом оценивая «органолептически» по сопротивлению духовому наддуву целостность мембраны и сжимаемость пружины. После окончания такого наддува воздух весело пшикает обратно через трубочку, если нет – то дыра уже в мембране.
Третий способ – самый правильный и полный, но выполняется только при снятии клапана ВКГ с двигателя. Как снимать расписано в подробностях на драйвах, как проверять функционирование – нигде. В зависимости от степени загрязнения клапана его внутренности чистим – проливаем подмембранную полость уайт-спиритом или бензином (карбоклинером чистить нельзя - он сушит и разрушает эластомер мембраны) и затем продуваем воздухом. Затем затыкаем выход гофротрубки пальцем и ртом высасываем воздух через входное отверстие клапана. При этом после создания некоторого разряжения под мембраной она под действием атмосферного давления пересиливает пружину и перекрывает выход клапана, этот момент сразу определяется по легкому стуку посадки мембраны на обрез выходной трубки и появлению большого сопротивления для «откачки» воздуха из клапана. Экстремалы и настоящие специалисты этап мойки вероятно пропустят – зачем тратить жижу на возможно неисправный клапан, разок вдохнуть для моментальной проверки и так можно, но это для больших ценителей вкуса бензина и масла. Можно потренироваться, если не верите, на купленном новом и чистом аналоге – замены клапана ВКГ вероятно никто не избежит, кто будет владеть ФПС более 5…6...?? лет. Соответственно, если мембрана худая, то закрыть клапан не получиться, воздух над мембраной будет просачиваться через дыру под мембрану, что вы сразу почувствуете.
Теперь о замере и проверке конкретного значения разряжения, при котором клапан закрывается, о чем скромно умалчивает ваг. Если у вас есть вакууметр с точностью замера в пару мм водяного столба, то вы легко это определите, герметично подсоединив его к выходу гофротрубки (вместо пальца). Дальше откачиваете воздух через вход до момента полного закрытия клапана и считываете значение с вакууметра – это и будет значение разрежения, которое будет поддерживать клапан в картере во всех режимах работы двигателя. Но вряд ли вы имеете дома такие точные электронные вакуумметры, а автовакууметры со шкалой от 0 до -1Bar относительного давления для таких замеров не пригодны – слишком грубы.
Однако, получение точного замера настройки разрежения клапана ВКГ (оригинального или аналога) в домашних условиях – совершенно элементарная задача для тех, кто учился в школе. Для начала необходимо вспомнить, что отрицательного давления в природе не существует и привести все измерения разрежения к значению абсолютного давления, чем кстати оперирует и ваг в своих программах управления двигателем. Кто хотя бы раз снимал логи работы двигателя ваг-комом мог видеть, что разрежение во ВК ваг абсолютно правильно выводит как значение абсолютного давления в кРа.
Давление воздуха на поверхности океана Земли, определяемое в нашей технике как АБСОЛЮТНОЕ давление в 1 Атмосферу=101,325кРа=760мм.рт.ст=10330мм.в.ст. Более распространенное значение абсолютного давления для остальной мировой науки измеряют в 1Bar=100кРа=750мм.рт.ст=10197мм.в.ст. При этом ОТНОСИТЕЛЬНОЕ давление воздуха, красующееся на большинстве манометров и вакууметров, при этих условиях равно 0. Даже попытка напоминать вам об этих физических истинах имхо было действительно моветоном и бестактностью в 20 веке, но в 21 веке для некоторых товарищей «не дружащих с цифрами» это может быть тоже как божественное откровение
Для определения настройки клапана необходимо герметично присоединить к выходу гофротрубы тонкую прозрачную пластиковую трубку (например от капельницы) длиной 60см, опустить ее конец на пару см в банку с водой и медленно «откачивать» воздух из клапана до момента закрытия клапана. В момент захлопывания мембраны высота вертикального водяного столба в трубке покажет настройку срабатывания клапана по разрежению.
Вложение:
Проверка настройки разрежения клапана по высоте водяного столба.JPG [ 150.54 КБ | Просмотров: 536 ]
Для моего оригинального клапана ВКГ эта величина равна 400мм.в.ст, для аналога Vaiсo = 450мм.в.ст. (при атмосферном давлении на тот момент 744мм.рт.ст).
Вложение:
Vaico_аналог клапана ВКГ вага.JPG [ 153.61 КБ | Просмотров: 536 ]
Для других аналогов клапанов надо бы тоже проверять, а то даже по виду пружины уже можно говорить об отличии настройки предела разряжения у замены.
Вложение:
Пружина на оригинале и аналоге ВКГ.jpg [ 94.77 КБ | Просмотров: 556 ]
Переведя эти значения в кРа получим величину закрытия по разрежению =3,92кРа и 4,41кРа или примерно 4…5кРа. Пересчитав эти значения на величины абсолютного давления получим распределение абсолютных давлений в картере двигателя с исправным клапаном ВКГ.
Вложение:
Распределение абсолютного давления в системе ВКГ.jpg [ 126.16 КБ | Просмотров: 556 ]
Если клапан неисправен (дырка в мембране) то разрежение в картере может увеличится на хх примерно в 17 раз: по привычному было -4кРа, а стало -70кРа (абсолютное давление в картере упадет с нормальных 95кРа и будет стремиться к выравниванию с давлением во ВК на хх от 25 до 33кРа). Вот об этом и молчит ваг, одновременно забывая сказать о негативном влиянии на концентрацию масляного тумана в картере двигателя при наступлении режима усиленного отсоса картерных газов. Если подключить ротаметр между обратным клапаном на воздушном фильтре и задросселированной пипкой подачи воздуха в двигатель на крышке распредвалов, то будет сразу заметно сильное увеличение расхода воздуха через картер двигателя, но это будет полезно знать только диагностам, а не посетителям этого форума.
P.S.: прочел на драйве как любители проверки клапана задувают в надмембранную полость аж 2 атмосферы давления с компрессора - наверное с колёсьями путают. С цифрами тоже дружить не хотят - при рабочем перепаде давления на мембране всего 0,04Bar и максимально возможном перепаде давления в системе в районе центрального пятака мембраны = 0,7Bar зачем ??? надувать в верхнюю полость 2Bar "для проверки герметичности" . Мембрана ведь не покрышка - лопнуть может по подвесу, а для проверки на дырявость любого из трех предложенных способов достаточно.
Если уж совсем не вмочь и хочется обязательно вдуть и наверняка узнать, есть дырка в мембране или нет, то попытайтесь как в третьем способе проверки наоборот надуть подмембранную полость , задувая воздух своими легкими во вход клапана и заткнув пальцем его выход на гофротрубке. Не сомневайтесь в своей природной силе - любая дырка в мембране, как на вышеприведенных фото, не устоит против вас и вы всегда почувствуете ее появление без всякого разбора клапана ВКГ.