О работе системы подогрева воздуха зимой

Автор: Сергей (Wart_123)

ПВВХотелось бы немного рассказать о своих впечатлениях по работе системы подогрева воздуха зимой. У кого стоит мультитроникс или ELM с выводом информации на смартфон, могут видеть текущее значение Т воздуха во впускном коллекторе.
В первые минуты после холодного запуска терморегулятор ничем не может еще помочь двигателю – температура выпускного коллектора хоть и растет достаточно быстро, но воздух проходя по длинному пути от жаровни до ГБЦ успевает отдать свое небольшое тепло холодным элементам впускной системы – патрубкам, фильтру, БДЗ, впускным трубам коллектора. Да и сама средняя температура и объем выхлопных газов на хх не так высоки. Но не смотря на этот недостаток процесс прогрева незаметно идет и опережает холодный сток. Как только мы начинаем движение Т на впуске начинает достаточно быстро увеличиваться и примерно через 10 минут всё уже устаканивается на уровне +20грС. Но сам двигатель еще окончательно не прогрелся до рабочих значений и поэтому мгновенный расход топлива немного завышен.
Сразу отмечу особенность расчета мгновенного расхода топлива. Пока авто стоит на месте он считается в литрах/час и зимой через пяток минут тарахтения на при прогреве на месте может быть на уровне 1,1…1,5л/ч. Но как только авто начинает двигаться, он АВТОМАТИЧЕСКИ переключается на расчет литров на 100км и может пугать огромными значениями до 49,9л/100км. Ничего странного в этом нет – помимо естественного роста удельного расхода топлива в холода программа пересчитывает расход на текущую СКОРОСТЬ движения (т.е. пройденный путь), и если вы в первую минуту движетесь со скоростью пешехода (а в первые секунды и того меньше), то и значения мгновенного расхода получаются большими. При наборе скорости программа постоянно пересчитывает расход топлива на сотню км, и мгновенный расход падает. А как только двигатель окончательно прогреется, а подогреватель будет подавать ему на вход воздух с температурой летнего утра, то вы убедитесь, что значение мгновенного и среднего расхода не отличаются от летних значений и двигатель уже обиженно не рычит и уверенно откликается на нажатие педали газа.
Что будет на холодной трассе при установившемся режиме движения. В зависимости от нагрузки на двигатель и соответствующему этому объему забираемого холодного воздуха Т на впуске стабилизируется на среднем значении – у меня в холода при закрытой передней решетке и отсутствии одеяла показывает +20…+23грС. Но если резко набросить нагрузку/увеличить обороты или наоборот остановиться перед светофором, то из-за инерционности привода регулятора температура может кратковременно упасть или скакнуть вверх на пяток градусов от этого среднего значения. Это особенность работы термобалона и от нее никуда не уйти – на практике она ничем не вредит. Если вы въезжаете с трассы в город, то температура на впуске начинает расти и достигает +30…+35грС – это начинает догревать воздух уже сам стоковый впускной тракт – нагревающийся в отсутствии сильного обдува забортным воздухом корпус фильтра и длинный впускной коллектор. Поэтому при продолжительных поездках в городе на небольших скоростях стоковая система (без подогревателя!!!) успевает худо-бедно нагревать впускной воздух а двигатель может минут через 40 прогреться до нормальных значений. На зимней трассе это не произойдет никогда. И именно поэтому работа ФПС в качестве городского такси совсем не показательна в части появления утренних стуков у CFNA.
В городском режиме, даже при попадании в глухие пробки зимой подогреватель воздуха ничем плохим себя не проявляет (Т на впуске +35…+40), плюсом будет удержание Т двигателя на рабочих режимах в любой мороз и много тепла из печки. Так как я не снимал его и на лето, то смог убедиться, что и летом в пробках модернизированное авто не отличается от стока – если уж суждено долго толкаться, то нагреете воздух на впуске до +60…+70 в обоих вариантах. Сами понимаете, что для нормальной работы двигателя, особенно летом, надо иметь регулятор с правильным диапазоном регулировки +25…+35грС. Зимой, особенно в очень холодных регионах, можно от безысходности попробовать использовать и карбюраторный регулятор +35…45, но при этом необходимо контролировать Т воздуха по показометрам.
Всем хороших поездок по холодным дорогам. Будьте внимательны – хорошая и тихая работа двигателя провоцирует на превышение скоростного режима, а на обледенелых трассах это опасно.